Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным
- великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие.
Он родился в Дамаске, в богатой и знатной
христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование.
Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин. С
этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого Иоанн изучил
философию, математику, астрономию и музыку.
Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь
Св.Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.
Иоанн Дамаскин был
разносторонне одаренным человеком,
интересным во многих отношениях. Его
духовное наследие огромно, оно составляет бесценное сокровище
Церкви.
Предание называет Иоанна автором замечательных церковных
песнопений, в которых христианский мир до
сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Считается, что
именно он составил пасхальный канон, могучий
гимн "Воскресение Христово видевше", замечательные надгробные
молитвы. Лаконичность и живость языка,
трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает
Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его
прозвали "златоструйным". Одним из первых он
составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.
С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих".
Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов.
Он создал фундаментальный труд "Источник знания",
состоящий из трех частей: в первой, "Диалектике", излагаются
философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о ересях", перечисляются и
анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, "Точном
изложении православной веры", систематизируется православное вероучение.
Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке,
определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он
рассмотрел и обобщил как естественнонаучные представления древних,
так и догматы своих предшественников-богословов,
и тщательно отобрал те из них, которые ни в
коей мере не противоречили канонам вселенских соборов.
Основным методом работы Дамаскина была
компиляция (в соответствии с его девизом "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики.
С этой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам
было лишено оригинальности. Однако он
сделал то, что неодходимо было сделать: лагодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение
было приведено в более-менее стройную систему.
Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения.
Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам прежде всего как яростный противник и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.
Согласно его теории:
Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.
Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.
Иоанн
приложил отрубленную кисть на место, всю ночь
усердно молясь об исцелении иконе Богоматери,
по преданию написанной самим евангелистом Лукой.
Наутро кисть приросла. В
ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к
серебряному окладу чудотворной иконы в знак
вечной благодарности руку, отлитую из чистого
серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она
находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция).
Так возник один из канонических образов
Богоматери - Богоматерь-Троеручица.