Византия - история, культура и искуссво Византийская культура
Разделы
История Византии (Культурный аспект)
Живопись
Шедевры Византийского искусства
Статистика
Rambler's Top100

Живопись / Искусство Византии

Спас Нерукотворный

Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате (убрусе), поднесенным им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в Эдессе до 944, затем был перенесен в Константинополь.

Новгородская школа, XIIв. XII в. Спас "Мокрая Брада" XV в. С.Ушаков, 1678. Смоленск

Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала". Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами - спас "Мокрая борода", "омоченные власы" (Лесков, "Запечатленный ангел")

Добрый Пастырь

Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись (первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком). "Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Евангелие от Иоанна).

 Христос с овцой на плечах Мозаика мавзолея Галлы Плацидии (Равенна) Мозаика церкви С.Аполинаре де Нуова (Равенна)

Все приведенные иллюстрации относятся к эпохе очень раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречаются крайне редко.

Христос-Эммануил

Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил  ("С нами Бог") - Христос в младенчестве. "И нарекут ему имя Эммануил..."

Спас-Эммануил (Коломенское,1670) Спас-Эммануил Симона Ушакова(1697) Спас-Эммануил, Современная икона, Афон

Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает, что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. На первой иллюстрации, однако, Спас-Эммануил изображен на Престоле с открытым Евангелием в руке - как Судия на Страшном Суде.

Христос-Пантократор

Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Пантократор ("Вседержатель"), Создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес, говоря: "Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий." Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса.

Мозаика церкви С.Аполинаре (Равенна, VI в) Монастырь С.Екатерины, Афон (энкаустика, VI в) Мозаика собора Св.Софии (Константинополь,XII в) "Благословение"(Феофан Грек, XIV в) 1363, Константинополь

Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие, пальцы правой сложены таким образом, что образуют греческие символы "IC XC" (указательный и средний пальцы вверх). Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей, а рубаха (хитон) - красной, иногда лиловой, что символизирует  человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно.

Спас на Престоле

Разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника Церкви и Вседержателя на Страшном суде. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда).

Новгородская школа Молодой Пантократор, фрагмент Россия (XVII в) Афон (Греция), 1664 г. Царь царей Современная икона (Афон) С. Ушаков, (1670)

Согласно этому канону Христос - Царь царей - изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове иногда изображают корону (митру). Фон иконы ("свет"), как правило, золотой.

Спас на престоле - грозный Судия, но также и избавитель бессмертных праведных душ в конце времен. Это особенно подчеркнуто в иконе Симона Ушакова (последняя в нижнем ряду). Христос держит открытое Евангелие от Матфея (25:34-36), и можно прочитать такие слова, обращенные к праведникам: "Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет и вы давали мне одежду, был болен и Вы навещали меня, я был в тюрьме, и вы приходили ко мне..."

На греческой иконе XVII века (первая во втором ряду) рядом с Христом символически представлены четыре Евангелиста, причем Матфей изображен в образе юноши, Марк - в образе льва, Лука - в образе вола, и Иоанн в образе орла. Все они держат свои Евангелия и все имеют крылья, что подчеркивает их ангельский чин.

Спас в Силах

Спас в Силах, А. Рублев, 1410.

Особый вид Спаса на Престоле - Спас в Силах -  нашел распространение в основном в русской иконописи. Христос а окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырехугольник интенсивного красного цвета (символы "славы") и сине-зеленый (черный) овал.

Спас Ярое Око

В русской иконописи периода Золотой Орды (позднее - у раскольников) был весьма популярен Спас Ярое око. ("не мир принес вам, но меч").  Приведены две русские иконы 14 века московской школы (более яркая - из Московского Успенского собора).

Спас Ярое Око - Москва, Успенский Собор, XIV в. Спас Ярое Око - Россия, XIV в.

Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и яростными глазами.

Христос-Страстотерпец

Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно он любил и как сильно страдал.

Современные иконы (Афон) Современные иконы (Афон) Христос в тюрьме Претория (Россия)

Русская икона (третья) изображает Христа в Претории, тюрьме в Иерусалиме, где Христа так безжалостно дразнили в ночь перед Распятием. Он изображен со связанными руками и ногами в колодках.

Христос является также центральным образом большинства канонических композиций (Въезд в Иерусалим, Преображение, Тайная вечеря, Распятие, Снятие с креста,  Положение во гроб, Воскресение и т.д.), которые здесь не рассматриваются.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6


Реклама


доставка лекарств по Киеву

Byzantium.ru © 2007-2017
Webmaster